Конвенция регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца, заключивших договор перевозки груза, порядок приема груза к перевозке и его выдачи в пункте назначения.
Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, а также в том случае, если перевозки производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.
Конвенция не применяется:
— к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям;
— к перевозкам покойников;
— к перевозкам обстановки и мебели при переездах;
— к перевозкам между Соединенными Королевствами Великобритании и Северной Ирландии и Ирландской Республикой;
— к той части смешанной перевозки, которая относится к перевозке по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки.
Договор перевозки устанавливается накладной. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз, а третий — остается у перевозчика.
Накладная должна содержать следующие сведения:
— место и дату ее составления;
— имя и адрес отправителя;
— имя и адрес транспортного агента;
— место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки, а также, если необходимо, запрещение перегрузки груза;
— имя и адрес получателя;
— обозначение характера груза и тип его упаковки;
— число грузовых мест, их особую разметку и номера;
— вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
— связанные с перевозкой расходы: стоимость перевозки, дополнительные расходы, если необходимо, расходы, которые отправитель принимает на свой счет, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки, с момента заключения договора до сдачи груза;
— инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей;
— указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям, установленным Конвенцией;
— инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
— дополнительный срок выполнения перевозки;
— перечень документов, переданных перевозчику.
Накладная, если не доказано противное, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятием груза перевозчиком. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера, соответствовали указаниям накладной.
Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности указаний, которые он должен привести в накладной, а также всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.
Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или его количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест.
Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок.
Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель ответствен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений.
Перевозчик несет ответственность:
— за полную или частичную потерю груза;
— за повреждение груза, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей;
— за опоздание доставки.
При принятии груза перевозчик обязан проверить:
— точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
— внешнее состояние груза и его упаковки, вписать в накладную обоснованные оговорки, если не получил достаточной возможности проверить правильность записей в накладной.
По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза на основании соответствующей расписки в принятии.
Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:
— отправитель или получатель, желающий осуществить это право, должен представить первый экземпляр накладной, в которой должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций;
— выполнение этих инструкций должно быть возможным в тот момент, когда их получает лицо, которое должно их выполнить; оно не должно нарушать хода нормальной работы предприятия перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов;
— упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов.
По любым спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых в соответствии с Конвенцией, истец может обращаться помимо компетентных судов участвующих в Конвенции стран, указанных с общего согласия сторонами, к суду страны, на территории которой находятся:
— обычное место жительства ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки;
— место принятия груза к перевозке или место доставки.
Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, может происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года. Срок исчисляется:
— в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке — со дня сдачи груза;
— в случае потери всего груза — с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с 60-го дня по принятии груза перевозчиком к перевозке;
— во всех прочих случаях — по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки.