Дальнобойщик — это водитель грузового автомобиля, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов на большие расстояния. Профессия дальнобойщика требует большого опыта вождения грузовых автомобилей. От его действий зависит, будет ли доставлен груз в сохранности и в какие сроки.
Практически всегда водителю приходится выполнять не только свои прямые обязанности по транспортировке грузов, но и быть задействованным в качестве экспедитора, грузчика и автомеханика (о чем будет написано далее). Поэтому грузоперевозки на дальние расстояния могут осуществлять только сотрудники с большим опытом работы, способные справиться с широким спектром задач.
Получив водительское удостоверение и диплом об образовании, молодой водитель должен проработать водителем в любом автотранспортном предприятии не меньше 3-х лет. Имея образование, позволяющее качественно и профессионально производить техническое обслуживание автомобильной техники и наработав необходимый опыт вождения, молодой водитель может пробовать свои силы в сфере транспортных грузоперевозок.
Доставка грузов автомобильным транспортом связанная с поездками на дальние расстояния предусматривает проведение водителем в рейсе большого количества времени. Этот фактор мешает проводить достаточное время со своей семьёй и друзьями. Длительные рейсы, продолжающиеся от 2-х до 4-х недель, способны привести не только к физической, но и к психологической усталости. Как правило, длительный рейс всегда сопряжён с неудобствами, которые касаются своевременного принятия пищи, возможности полноценно отдыхать и проводить гигиенические процедуры.
Водитель дальнобойщик вынужден приспосабливаться к различным условиям. Разные часовые пояса, разница в климатических условиях и даже национальные различия в традиционном питании способны привести к неблагоприятным последствиям для организма.
Водитель дальнобойщик также должен уметь ориентироваться в транспортной сети страны, а при поездках в смежные государства быть способным в кратчайшие сроки освоиться в чужой транспортной системе.
Особо стоит отметить и материальную ответственность водителя за транспортируемый груз. Поскольку подобным образом перевозятся большие объёмы грузов, то стоимость их может быть огромной. Система страхования грузов зачастую не способна покрыть возможные убытки в полном объёме и поэтому за порчу или утрату товаров ответственность ложится на водителя. Обязательным требованием ко всем водителям, выполняющим дальние рейсы, является использование средств оперативной радиосвязи, работающей на определённой частоте. В процессе общения водители могут обмениваться информацией об обстановке на дорогах, происшествиях. Однако основное назначение подобной радиосвязи заключается возможность сообщить о непредвиденных ситуациях диспетчеру и проинформировать находящихся поблизости водителей о необходимости технической либо экстренной помощи.
Дальнобойщикдолжен обладать следующими знаниями и навыками:
- Знание устройства грузового автомобиля и навыки в слесарном деле. Умение быстро справляться с подобными задачами сокращает время задержки груза, вызванной техническими неполадками.
- Знание маршрутов. Несмотря на то, что современные грузовые машины оснащены спутниковой навигацией, не всегда маршрут составляется компьютером корректно. Особенно это актуально при доставке грузов в отдалённые и малонаселённые пункты. Поэтому особенно важно, чтобы дальнобойщик мог ориентироваться в незнакомом маршруте, знал, как объехать сложные участки, где находятся места для стоянок и т.д.
- Знание правил оформления первичной документациипри получении и отправке грузов.
- Знание законодательной базы грузоперевозок. Любая грузоперевозка должна производиться на законных основаниях. Отвечает за их соблюдение, как компания-грузоперевозчик, так и непосредственно водитель.
- Личные качества: физическая и моральная выносливость, внимательность, умение быстро оценивать ситуацию и действовать в экстренных случаях.
Есть водители, которые ездят аккуратно, осторожно. Нарушений правил дорожного движения у них практически нет. Но данный факт не может однозначно свидетельствовать о том, что в критической ситуации, при возникновении угрозы аварии на трассе, этот водитель быстро сориентируется в обстановке и выберет единственно верное решение. Для того чтобы определить стиль вождения водителя-дальнобойщика, необходимо дать ему возможность совершить несколько поездок на машине, которая в дальнейшем поступит в его распоряжение. Даже если водитель имеет большой опыт вождения, это никаким образом не свидетельствует о том, что он является высококлассным водителем.
От водителя-дальнобойщика требуется не только стаж вождения, но и умение принимать нужные решения в сжатые сроки, быстрая реакция на происходящее на трассе и способность действовать автономно (по мере необходимости). При отсутствии подобных качеств водитель способен допустить критическую ошибку в трудной ситуации, что обязательно приведет к последствиям.
На дальние маршруты дальнобойщики должны отправляться парами, чтобы обеспечить безопасность грузоперевозки и не срывать сроки. Режим труда и отдыха водителей-дальнобойщиков строго регламентирован. При работе в команде один из водителей обязательно должен иметь большой опыт работы. Что касается второго, то он вполне может являться стажёром.