В соответствии с требованиями ДОПОГ, опасные грузы должны упаковываться в доброкачественную тару, включая КСГМГ (контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов) и крупногабаритную тару, которая должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать удары и нагрузки, обычно возникающие во время перевозки, в том числе при перегрузке между транспортными единицами и складами, а также при любом перемещении с поддона или изъятии из транспортного пакета с целью последующей ручной или механической обработки. Тара, включая КСГМГ и крупногабаритную тару, должна быть сконструирована и закрываться таким образом, чтобы упаковка, подготовленная к транспортированию, не допускала какой-либо потери содержимого, которая могла бы произойти в обычных условиях перевозки в результате вибрации, изменения температуры, влажности и давления. При перевозке на наружную поверхность тары, КСГМГ и крупногабаритную тару не должно налипать никаких остатков опасного вещества. Тара не должна подвергаться воздействию опасных грузов или в значительной мере утрачивать свою прочность в результате такого воздействия. Не должна вызывать опасных эффектов, реагировать с опасными грузами.
На каждую упаковку должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка, указывающая номер ООН, соответствующий содержащимся в упаковке опасным грузам, с предшествующими ему буквами «UN». Маркировочные надписи на упаковке должны быть ясно видимыми и разборчивыми, а также должны выдерживать воздействие любых погодных условий без существенного снижения их качества.
Также на упаковку наносятся знаки опасности.
На транспортное средство, контейнеры, цистерны наносятся информационные табло, соответствующие знакам опасности. Транспортное средство также маркируется светоотражающими оранжевыми табличками прямоугольной формы спереди и сзади.
При перевозке опасных грузов повышенные требования предъявляются к транспортным средствам, водителям, а также мерам безопасности. Так, автомобильный подвижной состав, привлекаемый для перевозки опасных грузов, должен иметь все необходимые лицензии и допуски, быть оснащен соответствующим оборудованием, необходимым для перевозки опасного груза.
Транспортное средство должно иметь:
1) антиблокировочную тормозную систему (АБС);
2) тормозную систему, устойчивую к износу;
3) аварийную (запасную) тормозную систему;
4) предохранители для электрических цепей с автоматическими выключателями или легкоплавкими вставками, ограничителями тока. Данное требование не действует для некоторых прямых соединений;
5) устройство для отключения аккумулятора, доступное для водителя в кабине;
6) все нагревающиеся механизмы, в том числе мотор, должны иметь такое положение или специальную защиту, чтобы нагрев опасных грузов был сведен к минимуму;
7) топливные баки должны быть укреплены на случай повреждения. Если в качестве топлива используется бензин, то баки должны иметь уловители огня;
8) выхлопная система должна располагаться как можно дальше от груза. Если элементы системы установлены вблизи топливного бака для дизеля, то они должны быть отгорожены теплоизолирующим экраном или отнесены на расстояние 100 мм и более;
9) перевозка опасных грузов на автомашинах, не предназначенных для этих целей, категорически запрещена. Все спецмашины для перевозки опасных грузов в обязательном порядке должны быть оснащены специальной маркировкой и дополнительными средствами для защиты людей и устранения возможных нештатных ситуаций:
Для каждого транспортного средства:
– противооткатный башмак;
— два предупреждающих знака с собственной опорой;
— жидкость для промывания глаз.
Для каждого члена экипажа транспортного средства:
— аварийный жилет;
— переносной осветительный прибор;
— пара защитных перчаток;
— средство защиты глаз (например, защитные очки).
Водители должны пройти специальное обучение в соответствии с международными требованиями перевозки опасных грузов. Реестр учреждений, имеющих право на подготовку водителей к перевозке опасных грузов, ведет Госавтотранснадзор.
С целью обеспечения правильных действий водителя в случае аварий или происшествий отправитель опасного груза обязан предоставить письменные инструкции на каждое опасное вещество или опасное изделие. Инструкции на опасные грузы должны составляться грузоотправителем и выдаваться водителю не позднее момента погрузки опасных грузов в транспортное средство, чтобы укомплектовать его необходимым дополнительным оборудованием. Письменные инструкции составляются на языке, на котором водитель способен читать и который он понимает, а также на всех языках стран происхождения, транзита и назначения. Ответственность за содержание этих инструкций несет грузоотправитель опасного груза.
В письменных инструкциях кратко указываются:
1) информация, необходимая для идентификации опасных грузов;
2) характер опасности груза, а также меры, которые должен принять водитель в случае аварии, и средства индивидуальной защиты, которые он должен использовать;
3) меры общего характера, которые должны быть приняты в случае аварии при перевозке опасного груза (например, предупреждение пользователей дорогой и пешеходов и вызов Госавтоинспекции (полиции/пожарной охраны);
4) дополнительные меры, которые должны быть приняты для предотвращения усиления незначительной утечки или просыпания опасного груза, если этого можно достичь без риска для здоровья и жизни водителя;
5) специальные меры, которые должны быть приняты в случае перевозки некоторых опасных грузов;
6) необходимое оборудование для принятия дополнительных и специальных мер в случае аварии.
Водитель транспортного средства, перевозящего опасный груз должен иметь при себе следующие документы:
1) товарно-транспортная накладная;
2) транспортный документ на опасный груз. В нем указываются все характеристики транспортируемого опасного вещества: его номер ООН, которому предшествуют буквы UN; наименование; группа упаковки вещества; названия и адреса отправителей и получателей груза и иные характеристики;
3) письменные инструкции, предписывающие порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
4) удостоверения личности всех членов экипажа;
5) разрешение на перевозку опасного груза;
6) допуск транспортного средства к перевозке опасного груза;
7) свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасного груза.