В соответствии с положениями 20 статьи 196-ФЗ, предприниматели и юридические лица, выполняющие перевозки транспортными средствами, должны организовывать и выполнять их предрейсовую проверку. Целью этой процедуры выступает недопущение неисправного подвижного состава на линию.
Предрейсовый контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Контролер технического состояния автотранспортных средств должен соответствовать ряду требований.
А) Наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Б) Либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года.
В) Либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Контролер технического состояния автотранспортных средств зачисляется в штат и увольняется приказом директора. В локальных документах определяются лица, которым работник подчиняется непосредственно и деятельностью которых вправе руководить.
Для осуществления деятельности работник должен знать:
— конструктивные особенности, строение, требование к исправным ТС;
— средства и методы проверки состояния машин;
— виды неисправностей, подлежащих выявлению;
— принципы работы компьютерных диагностирующих систем, порядок обращения с ними;
— правила оформления рекламационной документации на качество техобслуживания, ремонта частей машин и агрегатов;
— виды аварийных ситуаций, причины их возникновения и способы предупреждения и устранения;
— приказы, положения, инструкции и другие руководящие нормативные материалы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
— порядок выпуска автомобиля на линию;
— порядок сдачи автотранспорта в ремонт и приема после ремонта;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— законодательство о труде, и охраны труда РФ;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, ПДД, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта на предприятии, Устав автомобильного транспорта РФ, плавила перевозок грузов и пассажиров.
Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств:
— обеспечивает безаварийную и надежную работу автотранспорта на линии,исправное состояние подвижного состава, выпуск его на линию в соответствии с графиком и определение неисправностей при приеме с линии по окончании работы;
— контролирует правильную эксплуатацию автотранспорта, осуществляет технический надзор за состоянием автомобилей на линии, выявляет причины неисправностей и принимает меры к их устранению;
— организовывает передачу автомобилей в ремонт и принимает его в эксплуатацию с контролем выполненных работ;
— осуществляет контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей согласно графиков ТО;
— проводит инструктаж водителей перед выпуском на линию;
— осуществляет ежедневный технический осмотр автомобилей, выходящих на линию;
— проводит осмотр внешнего вида автотранспорта;
— участвует в комплексных проверках состояния безопасности движения и охраны труда на автотранспорте в предприятии;
— принимает участие в оказании техпомощи автомобилям на линии;
— производит контроль топлива;
— осуществляет проверку при выезде на линию у водительского состава документов на право управления данным автомобилем и документов на автомобиль.
Контролер имеет право:
— принимать меры по устранению и предотвращению любых несоответствий и нарушений;
— требовать формирования организационно-технических условий для надлежащего выполнения обязанностей, предоставления необходимого инвентаря и оборудования;
— повышать квалификацию;
— сообщать обо всех несоответствиях и нарушениях, обнаруженных в процессе деятельности, руководству и представлять предложения по их ликвидации;
— знакомиться с документацией, определяющей его обязанности и права, критерии, по которым оценивается качество его работы;
— не выпускать на линию автотранспорт с техническими неисправностями;
— не принимать из ТО и ТР автомобили с невыполненным объемом работ;
— запрещать выпуск на линию автотранспорта не прошедшего периодический осмотр или незарегистрированного в установленном порядке.
Контролер технического состояния несет ответственность за:
— несвоевременное исполнение либо невыполнение задач, поставленных перед ним в соответствии с отраслевыми, в том числе локальными, актами;
— несоблюдение правил распорядка на предприятии, ОТ, ТБ, противопожарной защиты и производственной санитарии;
— разглашение сведений об организации, относящихся к коммерческой тайне;
— халатность в работе, повлекшую за собой аварийные последствия;
— невыполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний внутренних актов, законных распоряжений руководителя предприятия.
Время на проведение предрейсового контроля технического состояния автотранспорта определяет субъект транспортной деятельности. Время проверки автотранспортного средства в пункте контроля входит в подготовительно-заключительные работы, производимые водителем (запуск двигателя, осмотр автомобиля, получение путевого листа, постановка автомобиля на стоянку после рейса). Подготовительно – заключительное время составляет 18 минут на основании Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.1987 г. № 153/6 (применяется в рекомендательном плане). И до 5 минут на проведение медосмотра. Сколько из 18 минут затрачивать на предрейсовый контроль транспорта, как раз и определяет субъект транспортной деятельности. Исходя из того, что время ограничено, процесс проверки транспорта должен быть быстрым и четким.
Выпуск ТС на линию производится после оценки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов самого автомобиля и прицепного состава. Показатели должны соответствовать требованиям нормативных актов. Полный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приводится в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1990 года.
Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Выпуск автомобиля допускается, если он признан исправным. Контролер подтверждает допуск отметкой «прошел предрейсовый контроль технического состояния», ставит свою подпись, пишет фамилию и инициалы. Кроме того, в путевом листе нужно указать дату и время проведения предрейсового контроля.
Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предрейсового контроля.
В случае если транспортное средство в пункте технического контроля признано неисправным, оно направляется механиком (контролером) в ремонт.
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.31 КоАП:
— на водителя — 3 000 рублей,
— на контролера — 5 000 рублей,
— на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
В ходе исполнения функциональных обязанностей контролер технического состояния должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Основы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей
Перечень документов водителя на линии и экипировка подвижного состава автомобильного транспорта при выполнении перевозок в пределах России
Письмо ФНС РФ от 29.03.2006 N ГИ-6-17-337 «О нормах расхода топлива» (вместе с Письмом Минтранса РФ от 21.03.2006 N 4050-208)
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984)
Положение о техническом обслуживании и ремонте ТС, принадлежащих гражданам РД 37.009.026-92 (утв. Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43)
Положение о ТО и ремонте
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»
Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 «Об утверждении Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»
Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля ТС на автомобильных дорогах»
Постановление Правительства РФ от 27.08.1999 N 973 «Об утверждении Временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автодорог»
Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86 «Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации»
Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.1998 N 1563)
Требования к КПП и технология осмотра подвижного состава
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Оборудование участка технического контроля
Участок технического контроля должен быть оборудован в отапливаемом, закрытом вентилируемом помещении, оснащенном навесом. В нем предусматривается смотровая яма с освещением и розетками для подключения переносных светильников напряжением 12 В.
В пункте оборудуется комната для сотрудника, выполняющего проверку ТС.
Габариты смотровой ямы должны соответствовать параметрам, предусмотренным нормами ОНТП 01-91.
— приборами для проверки и регулирования света фар;
Пункты контроля оборудуются:
— шинным манометром;
— устройством для проверки люфта рулевой системы;
— газоанализатором (для дизельных и бензиновых моторов);
— линейкой для контроля схождения колес;
— слесарными инструментами;
— переносной лампой.