Договор фрахтования

Договор фрахтования (чартер) предусматривает, что одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить за определенную плату другой стороне (фрахтователю) всю или определенную часть вместимости одного или более транспортных средств на один или несколько рейсов с целью перевозки груза, пассажиров и багажа.

Такая формулировка предмета договора позволила квалифицировать данный договор как разновидность договора аренды. Проще говоря, предметом договора является предоставление транспортного средства с экипажем для перевозки грузов или пассажиров и багажа.

К числу существенных условий договора фрахтования относятся сведения:

— о фрахтовщике и фрахтователе;

— о типах предоставляемых транспортных средств (в случае необходимости — их количестве);

— о маршруте, времени и месте подачи транспортных средств;

— о лицах, для перевозки которых необходимо транспортное средство;

— о сроках выполнения перевозок и размерах оплаты;

— вид, род груза.

Помимо указанных сведений в договор фрахтования могут быть включены и дополнительные пункты (в т. ч. права и обязанности сторон, порядок разрешения споров и т. д.).

При возникновении споров суд будет оценивать наличие всех обязательных пунктов договора, в противном случае он может быть признан незаключенным.

Одним из видов договора фрахтования является так называемый бэрбоут-чартер. Согласно условиям такого договора судовладелец на условиях аренды может передать фрахтователю судно без экипажа. На период аренды фрахтователь становится временным владельцем судна. Он несет все расходы, связанные с его эксплуатацией, включая расходы по страхованию. Данный договор по своей природе довольно близок к договору аренды транспортного средства, в то время как отношения по фрахтованию регламентируются другими нормами.

Еще один вид договора фрахтования называется тайм-чартер и предусматривает фрахтование судна на время. По такому договору владелец за обговоренную оплату должен обеспечить фрахтователю судно, которое укомплектовано экипажем, на обусловленное время, для осуществления перевозки груза, пассажиров и т.д.

В качестве формы заключения договора фрахтования автотранспорта для целей перевозки пассажиров и багажа допускается оформление заказа-наряда в случаях отсутствия потребности в систематических перевозках.

Законодательством России не предъявляется особых требований к содержанию договора фрахтования. Так как данный договор представляет собой одну из разновидностей условий перевозки, все существенные условия определены положениями о договоре перевозки. Исключение составляет только поправка на соглашение о вместимости транспортного средства. Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи ТС для погрузки.

В соответствии с договором фрахтования может быть нанят любой вид транспортных средств: воздушные, речные и морские суда, автобусы и т. д. Составление и оформление договора фрахтования осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства, а также в зависимости от вида нанимаемого транспорта соответствующих транспортных кодексов и уставов.

В статье 27 Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется наземным транспортом, который предоставлен по договору фрахтования, заключенного в письменной форме.

Из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования.

Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.

В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

При заключении такого вида договора права и обязанности фрахтователя похожи на те, которыми обладает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Также есть возможность заключить договор фрахтования, в котором в качестве выгодоприобретателя может выступать третье лицо – грузополучатель.

Фрахтовщик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, у которых есть лицензия на предоставление услуг по перевозке и технически исправный транспорт. Он принимает на себя обязательство о предоставлении на возмездной основе второму субъекту договора вместимость одного или более транспортных средств для перемещения пассажиров и багажа, транспортировки грузов на один или несколько рейсов.

Фрахтователем выступает предприниматель или организация, которые нуждаются в транспортном средстве и за определенную плату нанимают его для перевозки грузов, своего персонала или багажа в коммерческих целях.

В обязанности фрахтовщика входит:

— предоставление фрахтователю услуги, связанной с управлением и технической эксплуатацией транспортного средства, обеспечивающей его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с условиями договора и положениями законодательных актов РФ;

— обеспечение соответствия экипажа транспортного средства, его квалификации требованиям законодательных актов РФ по обычной практике эксплуатации транспорта, в ходе предоставления услуг по заказным перевозкам, а также условиям договора.

Перевозчик несет прямую ответственность за порчу, утрату или задержку поставки груза.

Помимо этого на него ложится ответственность за все коммерческие риски, которые напрямую связаны с простоем, если это случилось не по вине фрахтователя, а такжериски повышения финансовых затрат.

В частности, непосредственный фрахтовщик несет ответственность за любую разновидность ущерба, который был нанесен грузу по причине:

— некачественной укладки;

— крепления;

— несоблюдения специально разработанных инструкций в части обеспечения сохранности предоставленного груза.

Согласно общепринятому правилу вина перевозчиков не требует доказательств. Одновременно с этим, если груз будет сопровождаться проводником самого отправителя, либо прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре бремя доказательств полностью возлагается на отправителя или получателя.

Фрахтователь обязан:

— своевременно внести плату в указанном размере за использование транспортного средства;

— при перевозке обеспечить условия, которое не будут создавать помех экипажу при эксплуатации транспортного средства;

— зафиксировать пассажиров ремнями безопасности и не допускать их перемещения по салону при движении транспортного средства.

Одной из особенностей договора фрахтования является то, что фрахтователь может потребовать от перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки. Поэтому, если договором предусмотрено конкретное транспортное средство, без согласия фрахтователя заменить его невозможно. Также важное преимущество заключается в том, что в сравнении с линейными перевозками, где график устанавливает перевозчик, при договоре фрахтования договоренность об утверждении маршрута, сроках перевозки и месте для погрузки груза возможна только с учетом нужд и требований фрахтователя.

Договор фрахтования разрешает арендовать транспортное средство частично или полностью с целью перевозки грузов или пассажиров с багажом. Поэтому, согласно договору, перевозчик не имеет права самовольно принимать решения по перевозке других пассажиров или грузов. Если фрахтователь не согласен с присутствием посторонних, он вправе потребовать снять с перевозки незаявленных пассажиров или грузы. Если перевозчик нарушил договоренность по этим пунктам договора и не устраняет их, заказчик имеет право обратиться с требованием о расторжении договора (статья 450 ГК РФ). Также фрахтователь может потребовать соответствующего снижения размера оплаты фрахта и компенсации убытков.

В случае заключения договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь принимает на себя ответственность за перевозку групп пассажиров. В большинстве случаев такие договоры заключают туристические операторы. Пассажиры, которые не являются участниками договора, обладают защитой, гарантированной ГК РФ и действующим транспортным законодательством. Когда причиняется вред здоровью, жизни или имуществу пассажиров всю ответственность несет перевозчик. Кроме того, если перевозка осуществляется ненадлежащим образом, пассажиры имеют право предъявить требования к перевозчику, ссылаясь не только на договор фрахтования, но и на закон «О защите прав потребителей».

Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования, используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе.

Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректное понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах.

Как правило, фрахт оплачивается в полном объеме до отправки груза или пассажиров. Однако в законодательстве допускается возможность частичной оплаты. К примеру, фрахтователь перечисляет часть средств в момент погрузки, а оставшиеся средства – после прибытия в пункт назначения.

Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.

Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона. 

Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты.

То же касается и возможности залога груза: владелец ТС имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается владельцу ТС. Если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно.

Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.

Договор фрахтования автобуса для перевозки детей

Организованная перевозка детей на автобусе осуществляется на основании договора фрахтования. Допускается заключение такого договора в форме заказа-наряда, содержание которого установлено приложением № 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

Договор фрахтования подлежит хранению фрахтовщиком и фрахтователем в течение 3 лет после выполнения каждой организованной перевозки детей (п. 5 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177).

Копия договора фрахтования в указанной ситуации подлежит передаче водителю, назначенному на выполнение перевозки детей, за 2 рабочих дня до осуществления такой перевозки (абз. 2 п. 7 Правил № 1177).

Касательно перевозок детей также есть несколько нюансов, которые критично важно принимать во внимание: продолжительность пути свыше трех часов актуальна исключительно для учащихся от 7-ми лет; транспортные средства должны в обязательном порядке содержать соответствующие знаки «Дети», «Внимание»; взрослый человек, который сопровождает детей, в процессе поездки должен пребывать неподалеку от двери; транспортные средства должны быть оборудованы приборами, которыми фиксируют скоростной режим движения. Все эти аспекты и факты их соблюдения должны быть указаны в рамках соглашения.

Должностное лицо, которое несет ответственность за обеспечение безопасных условий дорожного движения, должно определить контингент перевозимых детей, а также их количество, что позволит определить основные направления перевозки и предположить требования к транспорту. Не допускается включение в эти группы детей до 7-ми лет, если предполагается время перемещения от 4-х часов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *