Контроль транспортных перевозок — Базельская конвенция

Первой попыткой выработки глобального подхода к решению проблем, связанных с управлением опасными отходами, стала Программа Монтевидео 1981 года, которая привела к принятию в 1985 году Руководящих положений и принципов экологически рационального удаления опасных отходов («Каирские руководящие положения») и проведению впоследствии под эгидой ЮНЕП переговоров по глобальной конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов.

Эти переговоры привели к принятию Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Конференцией полномочных представителей в Базеле (Швейцария) 22 марта 1989 года. Тогда Конвенцию подписали представители 53 правительств и Европейского экономического сообщества. Конвенция вступила в силу 5 мая 1992 года. В настоящее время насчитывает 170 стран-участниц.

Конвенция Ратифицирована Российской Федерацией — Законом от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ.

Всеобщая цель Конвенции – защитить здоровье людей и окружающую среду от неблагоприятных последствий производства опасных отходов, их трансграничной перевозки и регулирования. Она зиждется на двух основных столпах:

— глобальной системе контроля за трансграничной перевозкой отходов;

— экологически обоснованном использовании отходов.

Положения Конвенции основываются на следующих основных целях:

— сокращение образования опасных отходов и содействие экологически обоснованному регулированию опасных отходов на месте захоронения;

— ограничение трансграничной перевозки опасных отходов за исключением случаев, когда она рассматривается в соответствии с принципами экологически обоснованного регулирования.

Базельская конвенция преследует цель регламентации трансграничной перевозки отходов посредством системы предварительного уведомления о намерении экспортировать отходы и требования, согласно которому Стороны должны дать письменное согласие (так называемое «предварительное обоснованное согласие» или «ПОС») до того, как такие отходы могут быть ввезены транзитом или импортированы в районы, находящие под их национальной юрисдикцией (т.е. район суши и моря или воздушное пространство, в пределах которого государство в соответствии с международным правом несет административную и нормативную ответственность).

Грузы, направляемые в страны, не участвующие в Конвенции, или поступающие из этих стран, если с ними нет специального соглашения, рассматриваются как незаконные. Каждая Сторона обязана принять на национальном или внутригосударственном уровне соответствующее законодательство о предупреждении незаконного оборота опасных или других отходов и наказании за него. Незаконный оборот признается преступным деянием.

Конвенция обязывает Стороны обеспечить, чтобы опасные и другие отходы использовались и удалялись экологически обоснованным образом. В этих целях Стороны должны сводить к минимуму количество отходов, перевозимых через границы, обрабатывать и удалять отходы как можно ближе к местам их производства, а также предотвращать или сводить к минимуму образование отходов у их источника. С момента производства опасных отходов и в течение всего времени их хранения, транспортировки, обработки, повторного использования, рециркуляции, рекуперации и окончательного удаления должны применяться строгие меры контроля.

Основой для регламентации трансграничных перевозок отходов является присущая им степень опасности, которая определяется с помощью перечней категорий отходов, подлежащих регулированию, в сочетании с опасными свойствами.

Некоторые примеры отходов, подпадающих под Базельскую конвенцию:

  1. Биомедицинские и медицинские отходы;
  2. Использованные нефтепродукты;
  3. Использованные свинцово-кислотные аккумуляторы;
  4. Стойкие органические загрязнители (отходы СОЗ), химические вещества и пестициды, сохраняющиеся в окружающей среде в течение многих лет. Они переносятся на большие расстояния от мест их выброса, биоаккумулируются (создавая тем самым угрозу для человека и животных, находящихся на верхних ступенях пищевой цепи) и оказывают самое различное воздействие на организм;
  5. Полихлорированные дифенилы (ПХД) — соединения, используемые в промышленности в качестве жидких теплоносителей, применяемые в электрических трансформаторах и конденсаторах, а также в качестве добавок к краскам, безуглеродной копировальной бумаге, уплотняющим материалам и пластмассам.

Отходы, которые в силу их радиоактивности подпадают под другие международные системы контроля, в том числе международные соглашения, специально применяющиеся в отношении радиоактивных материалов, исключаются из сферы действия Конвенции.

Отходы, возникающие в результате нормального функционирования морских судов, сброс которых охватывается другими международно-правовыми документами, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции.

Опасные отходы не могут быть экспортированы:

  • в Антарктиду,
  • в государство, не являющееся стороной Базельской конвенции,
  • или если сторона запретила ввоз опасных отходов.

Стороны, однако, могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения по обращению с опасными отходами с другими партиями или странами, не являющимися сторонами конвенции, при условии, что такие соглашения являются «не менее экологически безопасными», чем Базельская конвенция. Во всех случаях, трансграничное перемещение отходов не запрещено, только если оно происходит в соответствии с принятым экологически обоснованным решением, если соблюдены принципы экологически обоснованного регулирования и нет дискриминации, а также, если перемещение отходов осуществляется в соответствии с нормативными положениями конвенции.

Недавно принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества. На десятой Конференции Сторон конвенции в 2011 году принята так называемая Запретительная поправка, по которой запрещается перевозка опасных отходов из стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в страны, не являющиеся членами ОЭСР.

Согласно Базельской конвенции, производство опасных отходов и их межгосударственное перемещение должны быть минимальны. Перемещение опасных отходов требует специального разрешения и подчиняется законам страны-получателя. Межгосударственное перемещение опасных отходов должно проводиться в соответствии с правилами по охране окружающей среды при уверенности, что страна-получатель способна провести безопасную переработку этих отходов. Все другие перемещения опасных отходов считаются незаконными.

Каждая страна-участница обязана:

а) обеспечить сведение к минимуму производства опасных и других отходов в своих пределах с учетом социальных, технических и экономических аспектов;

b) обеспечить наличие соответствующих объектов по удалению для экологически обоснованного использования опасных и других отходов независимо от места их удаления. Эти объекты, по возможности, должны быть расположены в ее пределах;

с) обеспечить, чтобы лица, участвующие в использовании опасных и других отходов в ее пределах, принимали такие меры, которые необходимы для предотвращения загрязнения опасными и другими отходами в результате такого обращения и, если такое загрязнение все же происходит, для сведения к минимуму его последствий для здоровья человека и окружающей среды;

d) обеспечить, чтобы трансграничная перевозка опасных и других отходов была сведена к минимуму в соответствии с экологически обоснованным и эффективным использованием таких отходов и осуществлялась таким образом, чтобы здоровье человека и окружающая среда были ограждены от отрицательных последствий, к которым может привести такая перевозка;

е) не разрешать экспорт опасных или других отходов в государства или группу государств, относящихся к организации по экономической и/или политической интеграции, которые являются Сторонами, в частности в развивающиеся страны, которые в рамках своего законодательства запретили весь импорт, либо если у нее есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом, в соответствии с критериями, которые будут определены Сторонами на их первом совещании;

f) требовать предоставления заинтересованным государствам информации относительно предлагаемой трансграничной перевозки опасных и других отходов, ясно указывающей на последствия предлагаемой перевозки для здоровья человека и окружающей среды;

g) не допускать импорта опасных и других отходов, если есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом;

h) сотрудничать в принятии мер с другими Сторонами и заинтересованными организациями, непосредственно или через секретариат, в том числе в распространении информации о перевозке опасных и других отходов в целях совершенствования экологически обоснованного использования таких отходов и предупреждения их незаконного оборота.

Кроме того, каждая Сторона:

а) запрещает всем лицам, находящимся под ее национальной юрисдикцией, транспортировку или удаление опасных или других отходов, если только эти лица не получили разрешения или согласия на проведение таких операций;

b) требует, чтобы опасные или другие отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, упаковывались, маркировались и транспортировались в соответствии с общепринятыми и общепризнанными международными правилами и нормами в области упаковки, маркировки и транспортировки и чтобы учитывалась соответствующая международно-признанная практика;

с) требует, чтобы опасные или другие отходы сопровождались документом о перевозке опасных отходов от пункта, из которого начинается трансграничная перевозка, до места удаления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *