Транспортный диспетчер играет роль связующего звена в работе транспортной компании. Основная масса работы связана с распределением транспорта по заявкам, а также решением вопросов и проблем, возникающих в ходе движения транспортных средств. Основным организационным документом, регламентирующим работу транспортного диспетчера, является его должностная инструкция.
К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (подгруппа «Организация перевозок и управление на транспорте, код профессии 23.02.01»;
б) наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
В рамках штатного расписания диспетчер входит в категорию специалистов. На должность его назначает директор компании своим приказом.
Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника гаража, главного инженера и старшего механика.
Основная задача диспетчера транспортной компании – качественная организация работы транспорта и водителей на линии, а также контроль над соблюдением маршрутов и в целом за ходом перевозочных работ. В рамках данной задачи транспортный диспетчер выполняет огромный перечень функций.
1.Осуществляет работу с водителями и взаимодействие с другим персоналом компании или автопарка:
— организовывает работу водителей;
— контролирует работу диспетчерских пунктов на линии;
— проводит инструктажи с водителями по вопросам перевозок и особенностях маршрутов.
2. Занимается организацией грузоперевозок:
— поддерживает и организовывает связи с клиентами компании по вопросам перевозок и организации маршрутов;
— осуществляет контроль за автовокзалами и автостанциями с целью качественного и оперативного управления маршрутами;
— контролирует и не допускает простоя транспортных средств;
— контролирует графики движения и расписание, при необходимости оперативно перераспределяет транспорт при изменении интенсивности пассажиропотоков;
— осуществляет организацию специальных и дополнительных рейсов;
— оперативно урегулирует конфликты и проблемные ситуации на маршрутах, не допуская сбоя транспортных потоков, а также принимает своевременные и эффективные меры по их устранению;
— ведет учет выполненных перевозок, а также осуществляет своевременный контроль за ходом грузоперевозок;
— контролирует работы по разгрузке и загрузке транспорта, а также за техническим состоянием подъездных дорог;
— контролирует вопросы обеспечения безопасности перевозок;
— информирует руководство о случаях заболеваний водителей и персонала, случаях травматизма и выхода из строя транспортных средств;
— работает с автоматизированными системами и устройствами по контролю грузоперевозок.
Диспетчер для четкого исполнения своих обязанностей должен вести следующую документацию:
— путевые листы;
— расчеты технико-эксплуатационных характеристик;
— журнал регистрации заявок и заданий по грузоперевозкам;
— журнал происшествий, а также составляет рапорта и оперативные сводки и произошедших аварий, происшествий, произошедших в течение смены;
— проверяет правильность оформления маршрутных листов, а также документов по исполненным перевозкам;
— журнал дежурств;
— журнал учета и движения путевых листов;
— журнал работ специального транспорта;
— журналы инструктажей с водителями;
— журнал учета выхода транспорта на линию и возвращения;
— составляет и передает руководству отчетную документацию;
— контролирует правильность оформления сопроводительной документации на грузы.
Кроме того, диспетчер должен знать:
— основные положения транспортного и трудового законодательства;
— нормативные документы по вопросам организации управления движением автотранспорта;
— схему дорог и адреса организаций в районе обслуживания;
— основы правил дорожного движения;
— правила перевозок;
— расстояния и маршруты перевозок, состояние дорожного полотна по пути следования.
Диспетчер очень важная должность для любого предприятия, где она предусмотрена. Ведь от правильности и четкости действий этого человека зависит, придет ли груз вовремя, выйдет ли машина на линию, будет ли правильно функционировать оборудование и т.д.
Из-за ошибок может встать все производство или случиться простои техники, что влечет убытки для предприятия.
Поэтому диспетчера можно привлечь к ответственности за следующее:
- За неисполнение своих обязанностей (в том числе и ненадлежащее исполнение) расписанных в должностной инструкции.
- Если в процессе своей работы он допустил правонарушения (нарушение техники безопасности), ответственность за которые предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством.
- Если диспетчер нанес имущественный ущерб своей организации.
Все санкции регулируются гражданским и трудовым законодательством. А вот если в результате действий диспетчера пострадали люди, то в дело уже вступает уголовное законодательство.
Диспетчер кроме ответственности имеет и права. К правам диспетчера относят:
— участие в обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются его обязанностей. Он участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы улучшения работы предприятия. Может предлагать свои идеи по этому направлению;
— диспетчер вправе потребовать и получить всю необходимую информацию и документы, которые будут ему необходимы по работе;
— давать указания и инструктировать водителей перед рейсом, распределять среди водителей задания по перевозке грузов;
— проверять качество выполнения розданных ранее указаний.
В ходе исполнения функциональных обязанностей транспортный диспетчер должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
Письмо ФНС РФ от 29.03.2006 N ГИ-6-17-337 «О нормах расхода топлива (вместе с Письмом Минтранса РФ от 21.03.2006 N 4050-208)»
Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»
Постановление Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»
Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»
Приказ Минфина РФ от 16.01.1998 N 2н «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта»
Приказ Минавтотранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 «О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах»
Приказ Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»
Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»
Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.1998 N 1563)
Приказ Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11(ред. от 11.05.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.04.1994 N 548)
Типовая инструкция N 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом (утв. Минтрансом РФ 11.03.1993)
Типовая инструкция N 19 по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа ТОИ Р-200-19-95 (от 27.02.1996 N 16)
Типовая инструкция N 20 по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям АТП. ТОИ Р-200-20-95 (от 27.02.1996 N 16)
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»
Приказ Минтрнаса РФ от 08.01.1997 №2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»