В соответствии с двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта предусмотрена разрешительная система для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении по территории договаривающихся сторон.
Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров между двумя пунктами, расположенными на территории другой договаривающейся стороны.
Перевозчик может осуществлять перевозки пассажиров с территории другой договаривающейся стороны на территорию третьей страны, а также с территории третьей страны на территорию другой договаривающейся стороны, если он получил на это специальное разрешение компетентного органа другой договаривающейся стороны.
Регулярные перевозки пассажиров
Под регулярными перевозками пассажиров понимаются перевозки между территориями договаривающихся сторон или транзитом по их территориям, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному заранее маршруту, расписанию и при условии посадки и высадки пассажиров в заранее обусловленных пунктах.
В соответствии с двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров автобусами организуются по согласованию между компетентными органами договаривающихся сторон на основе выдаваемых ими разрешений на проезд по тому участку пути, который проходит по их территории.
При открытии регулярной линии договаривающиеся стороны, как правило, соблюдают принцип паритетного участия перевозчиков обеих стран. Для проезда автобусов регулярной линии по территории транзитной страны также требуется разрешение компетентного органа этой транзитной страны.
При осуществлении регулярных перевозок пассажиров у водителя автобуса должна быть заверенная копия разрешения на открытие указанной регулярной линии. Разрешение на открытие регулярной линии выдается на определенный период.
Нерегулярные перевозки пассажиров
Под нерегулярными перевозками пассажиров понимаются все остальные виды перевозок пассажиров, не подпадающие под термин «регулярные перевозки», то есть разовая перевозка, при которой условия ее осуществления определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком. При этом посадка и высадка пассажиров на протяжении всего маршрута запрещается.
В соответствии с положениями действующих двусторонних межправительственных соглашений в области международного автомобильного сообщения в большинстве случаев на выполнение подобных перевозок между странами или транзитом по их территории обязательным требованием является наличие разрешения на совершение такой перевозки по территории другой страны. Разрешение на нерегулярную перевозку пассажиров носит, как правило, разовый характер.
В то же время в межправительственных соглашениях предусмотрены случаи, когда при совершении нерегулярной пассажирской перевозки разрешения не требуется.
Как правило, разрешений не требуется на выполнение нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в случаях, когда группа пассажиров одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе в продолжение всей поездки:
а) если эта поездка начинается и заканчивается на территории той страны, где зарегистрирован автобус;
б) если эта поездка начинается на территории страны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой страны, при условии, что автобус покидает эту территорию пустым.
В некоторых двусторонних межправительственных Соглашениях о международном автомобильном сообщении, например, с Германией, Румынией, Польшей, Македонией и Чехией, разрешение также не требуется для въезда порожних автобусов в целях обратной перевозки тем же перевозчиком группы пассажиров из пункта на территории другой договаривающейся стороны, в который эта группа была ранее доставлена (в случае, указанном в пункте б) данного раздела), в пункт первоначальною отправления.
В этих случаях обязательным условием является наличие у водителя списка пассажиров или унифицированного списка пассажиров (контрольного документа).
Разрешения также не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом.